Главная Выставка «ДРЕВНЕЕ НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЕЙСКИХ ОКРАИН»
Открытие
Обзор
Mont Bego
Канозеро
Loit Joekalda

ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ:

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА
ИНСТИТУТ ПАЛЕОНТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ПАРИЖ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РАН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ПЕТРОЗАВОДСК
ЛАБОРАТОРИЯ ЛАЗАРЕ, НИЦЦА
МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ РАН (КУНСТКАМЕРА), САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МУЗЕЙ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА», ПОС. УМБА, МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ
ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «МАНЕЖ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЭСТОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА, ТАЛЛИНН

Впервые столь масштабная экспозиция представляет вниманию зрителей уникальные памятники древнего наскального искусства, датируемые IV–II тысячелетиями до н.э., многие из которых известны сегодня лишь узкому кругу специалистов, историкам и археологам.
Древние наскальные выбивки, или петроглифы, – рисунки, высеченные на камне. В основном это отдельные изображения животных и человека, а также сцены сражений, морской или сухопутной охоты; часто встречаются фантастические персонажи, антропоморфные и зооморфные фигуры. Петроглифы раскрывают перед нами удивительный и загадочный мир древних людей, изучение которого дополняется и материалами археологических раскопок.
На выставке представлены петроглифы эпохи неолита и бронзы, расположенные на территории России (Онега, Залавруга, Канозеро, Поной) и на территории Франции (Монт Бего), а также открытые совсем недавно труднодоступные канозерские петроглифы в Заполярье. Показать монументальное наскальное искусство на выставке сложно: в экспозиции использованы фотографии, сделанные при косом освещении, и графические копии, выполненные по разным технологиям.
Петроглифы ярко выражают два мира, два разных образа жизни, существовавших в эпохи неолита и бронзы, параллельно на Юге и на Севере Европы: мир земледельцев-скотоводов (производящее хозяйство) и мир морских и сухопутных охотников (присваивающее хозяйство). И те, и другие сумели адаптироваться к своему природному окружению и собственной социокультурной  среде. В наше время разглядеть древние выбивки на скалах достаточно сложно: они сливаются с поверхностью скалы, трещинами, естественными углублениями и кавернами. Однако, в древности наскальные изображения были хорошо видны: свежие выбивки резко отличались по цвету от полотна скальных поверхностей. Но, со временем они «тускнели» и становились плохо различимыми. Возможно, в древности выбивки подкрашивались и подновлялись, что позволяло им дольше сохранять пластическую выразительность рисунка. Нанесение рисунков являлось сакральным действием и сопровождалось различными ритуалами. Петроглифы располагаются в труднодоступных местах и, таким образом, сам путь к ним был неким испытанием и путешествием в особый мир. Несомненно, что наскальные изображения, которые современный человек воспринимает как изобразительное искусство, представляли для древнего человека нечто несоизмеримо большее.
В экспозиции также показаны артефакты, изображенные на петроглифах или связанные с ними, из собраний Музея Антропологии и Этнографии РАН (Кунсткамера) и Государственного Исторического Музея, а также из археологических раскопок Института Истории Материальной Культуры РАН, производившихся в последние годы. Уникальным экспонатом является находка 2008 г. – клык моржа с рисунками, близкими по тематике к петроглифам, который был обнаружен на Чукотке экспедицией Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва).
Впервые в России демонстрируются материалы Центрально-Азиатских экспедиций Санкт-Петербургского Музея-института cемьи Рерихов, иллюстрирующие древнейшую (III тыс. до н.э.) миграцию европейцев на 6500 километров – из Южной Франции в предгорья Монгольского Алтая: каменные скульптуры, мегалитические гробницы (дольмены), ритуальные росписи по каменным плитам.
Среди экспонатов выставки – работы эстонского художника Лойта Йыекалды, которые являются графическими отпечатками петроглифов,  обнаруженных на скалах Онеги, Белого моря, Кольского полуострова.
Фотографии из собрания Карельского краеведческого музея (Петрозаводск) показывают образцы сохранившихся до нашего времени финских писаниц – наскальных изображений не выбитых, а нарисованных на поверхности камня.
До нашего времени дошли образцы финских писаниц – изображений не выбитых, а нарисованных краской на камне, которые также можно увидеть на выставке.

афиша